#андрейрассказывает
Примерно с годик назад я писал небольшую статейку по науке и технологиям в Древнем Риме. И в ней я коротенько затронул племя этрусков, долгое время соседствующее с римлянами, а затем в них и растворившееся. В частности, речь шла об этрусской архитектуре. И лично для меня в этом аспекте сложилась какая-то недосказанность. И как вы уже поняли, сейчас мы об этрусках и их искусстве с архитектурой поговорим поподробнее.
Реальные сведения об этрусках весьма скудны. Все что мы о них знаем было либо обнаружено во время археологических раскопок и исследовании уже немногочисленных руин, либо подчерпнуто из трудов пристрастных римских историков, которые, кстати, считали этрусков очень распущенными. Да, слышать про благочестие от римлян просто смешно, но всякий древний хронист пытается выставить свой народ в более выгодном свете, хотя бы даже за счет порицания других. Что ж, вернемся к тем крохам, которые известны нам об истории этого народа.
По версии, сложившейся еще во времена "Отца истории" Геродота, этруски (в скульптуре на картинке 1) пришли откуда-то там с востока. Такая точка зрения подтверждается уже современным сравнительным анализом отдельных элементов этрусских архитектуры и сохранившегося декоративно-прикладного искусства - вплоть до конца V века до н.э. в постройках этрусков прослеживаются исключительно элементы, пришедшие из стран Восточного Средиземноморья, Междуречья и Плодородного Полумесяца. И только с середины IV века начинается постепенное проникновение греческого (европейского) компонента, прежде всего связанное с расцветом эллинистической культуры и цивилизации и упадком этрусской. По другой версии, этруски пришли откуда-то с севера, хотя в ту эпоху это было просто синонимом "очень издалека" и не давало никакого представления о географии места генезиса народа.
В любом случае, Древняя Этрурия простиралась вдоль берегов Тирренского моря, между реками Тибр и Арно, и занимала территорию немного больше современной Тосканы (на картинке 2). С VIII в. до н.э. Этрурия становится одним из важных центров культурного развития Ойкумены. Для проведения исторических параллелей - римляне вплоть до Пунических войн были исключительно сухопутной цивилизацией, а этруски соперничали в морской торговле и корабельном деле с греками и финикийцами. Археологи находят их товары не только по берегам средиземноморского бассейна, но даже в Скандинавии.
Политически Этрурия была обустроена как федерация, состоящая из 12 самостоятельных городов. В период своего расцвета (VII—VI вв. до н.э.) ее жители сумели обложить данью все окружающие их племена и даже подчинить греческую колонию Корсику, но их экспансия быстро закончилась из-за возникновения соперничества между городами и опять же вследствие развития греков и римлян. Во II в. до н.э. древняя страна будет окончательно завоевана Римской республикой, превратившейся в самую могучую державу на Апеннинском полуострове.
Этруски поклонялись множеству богов, однако основная "триада" условно соответствовала греко-римскому пантеону - Тиния (Юпитер или Зевс), Уни (Юнона или Гера) и Менрва (Минерва или Афина). Чтобы подойти наконец к архитектуре и искусству, скажу что огромное значение имел культ мертвых. Они верили в загробную жизнь и с умершим клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или высекали их в скалах, придавая им вид жилищ. Именно эти постройки и составляют основу сохранившегося этрусского архитектурного наследия (на картинке 3 - добротный этрусский некрополь в Тарквинии).
В истории этрусского искусства различают три периода: первый или архаичный — VII — начало IV в. до н.э.; второй — V — IV вв. до н.э. и третий — середина IV — I в. до н.э.
Архаичные этруски несомненно испытывали влияние народов Восточного Средиземноморья и Плодородного полумесяца. Но эти влияния полностью перерабатывались, послужив базой для развития самобытного искусства. Сохранились яркие и контрастные фрески в этрусских гробницах VI в. до н.э. (фрески на картинках 4 и 5), раскрашенная терракотовая и бронзовая скульптура. Знаменитая "Химера из Ареццо" (на картинке 6) демонстрирует нам крайне высокий уровень художественных литья и резьбы по металлу, а также хорошее знание анатомии животного. Как можно видеть, палитра красок была шире, чем греческая того же периода, состоявшая только из белого, желтого, красного и черного цветов. Этрусский народ также демонстрировал высокий уровень строительного и инженерного мастерства - до сих пор в Тоскане можно найти толстые, до 80 сантиметров толщиной, стены, построенные по принципу "мешка" - сверху шел обтесанный под кирпич камень в 2 слоя, а внутренняя часть плотно заполнялась ломаным камнем с раствором. Что важно, Этруски первыми в истории Апеннин возводили города с регулярной планировкой, не прямым водоснабжением, подземной канализацией и мощными стенами. В это же время появилась этрусская письменность, которая по сей день остается нерасшифрованной - это к вопросу о том, почему мы так мало о них знаем.
Второй период, пришедшийся на постепенный упадок могущества этрусков, привел к тому, что свободное развитие искусства развитие сменилось консерватизмом. Единственными новшествами стали различные орнаменты, сочетавшие не только фауну и флору, но и чисто геометрические элементы (ваза начала V века до н.э. на картинке 7).
В последний период своего культурного развития этруски наконец проиграли цивилизационную гонку грекам и начали отходить от самобытных архитектурных и скульптурных форм в пользу греческих. Однако культурное влияние Этрурии было все ещё велико - вплоть до конца III века до н.э. вся римская архитектура была своего рода региональным вариантом этрусской. Кстати, в последующие века многие свои новые поселения и дороги римляне строили специально в местах по какой-то причине оставленных этрусками. И даже в средние века некоторые итальянские крепости и города будут использовать в качестве фундамента или нижнего яруса остатки этрусских стен (на картинке 8 использованные этрусские стены и арка в Перудже).
Что можно сказать напоследок? Древние цивилизации, павшие под давлением времени, это всегда интересно. Этрусские города вместе с жителями две тысячи лет назад канули в лету, но громады, оставленные этим народов, до сих пор поражают воображение и привлекают туристов со всех уголков Земли. Для разнообразия, буду рад вопросам в комментах)