#андрейобозревает
Ура, возвращаюсь сюда после почти недельного отсутствия, да еще и с новым хэштегом. Вчера посетил выставку "Мельников" в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева и считаю, что надо поделиться впечатлениями.
Из названия думаю очевидно, что посвящена выставка жизни и творчеству известного советского архитектора Константина Степановича Мельникова (на картинке 1 автопортрет, представленный на выставке). Первоначально выставка была приурочена к 130-летию Константина Мельникова, но из-за пандемии мы увидели ее только теперь - 2 года спустя.
Что можно сказать сразу - предметы, отобранные для выставки, великолепны. Чертежи и планы, выполненные Константинов Степановичем лично, сами по себе превосходно демонстрируют нам основы конструктивизма - работу с геометрическими примитивами и кривыми (примеры на картинках 2 и 3), свободную планировку и лаконизм. Без сомнения, кураторская группа выставки на предметном уровне справилась с тем, чтобы посетитель, проходя через "Анфиладу" музея, могу почувствовать и увидеть эволюцию личного стиля Мельникова - от вызвавшей бурные дискуссии в среде советских архитекторов "Махорки" (макет на картинке 4) до названного Ле Корбюзье "единственным стоящим того, чтобы его посмотреть" павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года (макет на картинке 5); от гаража на Новорязанской и до гаража Госплана. Очень важную роль тут играют нереализованные проекты Константина Степановича - фантастические, гигантские, но все ещё по содержанию лаконичные - они демонстрируют нам мысль человека эпохи, когда архитекторам и инженерам казалось, что им и науке все под силу. Что-то такое чувствуешь, когда на смотришь на громаду Шуховской Башни - неудивительно, что архитектор и инженер создали несколько совместных проектов. Мечтателю работается лучше всего с другим мечтателем.
Как человек, значительная часть жизни которого проходит за макетированием, могу сказать, что макеты проектов Мельникова - начиная его цилиндрическим домом в Кривоарбатском и заканчивая нереализованным гаражом-стоянкой для такси в Париже - выполнены по высшему разряду. Конечно, можно уповать на то, что часть из них была выполнена еще в СССР, но и современные их собратья ни чем им не уступают. Выполнено все строго и очень подробно - на такое смотреть хочется. Макеты, как им и положено, занимают центральное место в экспозиции каждого зала, остальное же - исторические документы, чертежи, эскизы и фотографии - занимает сопровождающее положение, подчеркивая оригинальность "центральной фигуры". Выставка не перегружена, что не мало важно, насыщенность равномерная.
Еще хочется похвалить раздел, посвященный проекту саркофага для В.И. Ленина и экспериментам Мельникова со сном. Сам я был в Мавзолее очень давно и не могу составить здесь какого-то достоверного сравнения по какому-то атмосферному параметру, но безусловно, что форма и дизайн саркофага играет немаловажную роль в репрезентации. Проект Мельникова же был слишком авангардным, хотя и не лишенным идеи и какого-то шарма. Переходя к экспериментам со сном - никогда до этого о них не слышал. Вот она, настоящая кураторская и исследовательская работы - показать личность или явление в новом контексте. Оказывается, что в своем собственном доме он реализовал идею с изоляцией помещения для сна от всего остального дома, создав "лабораторию сна". Интересно взглянуть на творца с другой стороны.
Что ж, сначала, как водится, похвалили, а теперь чуток личных замечаний.
Частично не понравится созданный для выставки интерьер. Да, это дело вкуса, но все же. В первых двух залах "Анфилады", традиционно в светлых тонах, всё в порядке, а первый зал его настенными выносными элементами я бы назвал даже очень удачным. А вот дальше начинается какой-то калейдоскоп. Возможно, такое решения было принято для разделения пространств по духу и по смыслу - например, классический для галерей белый зал в конце этажа, посвященный живописи и семье Константина Степановича, входит в резкий цветовой контраст со своими цветными предшественниками, а отсюда появляется и контраст атмосферный. Идейно даже звучит неплохо. Что ж, это дело вкуса, но всё-таки цвета, тем более настолько насыщенные, были выбраны неудачно.
Если за что-то и можно поругать макетную составляющую, так это за ее близкое к земле расположение. Витрины очень низкие, чтобы внимательно рассмотреть приходится сильно наклоняться. Средний рост людей, ходивших по выставке одновременно со мной, был не меньше метра и 70 сантиметров и им тоже приходилось наклоняться. Если в музейных пространствах с историческими интерьерами и мебелью несоразмерность масштаба с пропорциями современного человека выглядит по понятным причинам органично, то здесь это объективный минус.
Организация пространства для демонстрации кинофрагментов вызывает легкое недоумение. Безусловно, киноматериалы носят исключительно сопроводительный характер, но нет просто ни одной точки, из которой можно было бы комфортно и осмысленно эти ленты смотреть. Да, проблема наличия доступного пространства для масштабной экспозиции стоит в "Анфиладе" остро - здание-то историческое, планировка вносит коррективы. Однако, как я уже говорил, создатели выставки ведь смогли справиться с общей насыщенностью и распределением предметов выставки - на этом фоне как-то обидно, что медийная часть экспозиции была так ужата. На самом деле, схожая пространственная проблема была и некоторыми принтами-бордами с проектами Мельникова - расположение оных в небольшом закутке сбоку от основной экспозиции без какого-то дополнительного освещения. Хотя это и мелочь. Кстати, стоит добавить, что выставка Мельникова соседствовала с выставкой посвященной фрескам из ныне затопленного Калязинского монастыря, так что ограничения пространства были объективные.
Ну, вроде на этом все. Походом лично я доволен, всем рекомендую. Ходите в музеи чаще! Да, можно жаловаться, что я в посте не привел фото-свидетельств к своим жалобам, однако смысла фотографировать нехорошее всё-равно немного, но на 3й картинке можно видеть отвратительную золотую панель.